Что если Apple создаст велосипед?

Давний аналитик индустрии мобильных телефонов и заядлый последователь Apple, 54-летний Гораций Дедиу известен своим анализом бизнес-стратегии Apple и прогнозами финансового состояния купертиновцев, он ведет ряд подкастов на эту тематику, но самое главное – именно он был тем, кто популяризировал термин «микромобильность», чтобы описать растущий спектр небольших электрических транспортных средств, не являющихся автомобилями. Кроме того, Гораций был аналитиком в компании Nokia в ее золотую эпоху.

В течение семи лет Дедиу думал об одной и той же идее почти каждый день. Его одержимость находится на пересечении всех этих интересов: аналитик убежден, что Apple должна сделать электровелосипед или что-то в этом роде.

«Я принципиально считаю, что для Apple нет лучшего продукта в отрасли мобильности, чем микромобильность», - заявляет эксперт. «Это настолько в духе компании, настолько в духе Джобса… Стив бы точно принял в этом участие».

Уже давно ни для кого не секрет, что Apple провела почти десять лет, разрабатывая собственный автомобиль. «Проект Титан», как он называется внутри компании, стремится вывести беспилотный электромобиль на рынок примерно к 2025 году. Эта идея имеет смысл, ведь у калифорнийского бренда денег больше, чем у GM, Toyota и Volkswagen вместе взятых. В данный момент компания занимается разработкой батарей с огромным запасом мощности, а также предлагает базовое программное обеспечение в виде CarPlay, которое используется во множестве современных автомобилей. В сентябре аналитическая компания Strategic Vision опубликовала результаты опроса, согласно которым большинство людей «определенно рассмотрят возможность» покупки автомобиля у Apple, чем у Tesla. Более того, в опросе было 45 различных автомобильных брендов, и только Toyota и Honda сумели опередить компанию из Купертино.

Но построить автомобиль сложнее, чем кажется, к тому же в 2025 году сегмент электромобилей будет перенасыщен, а потому завоевать его будет невероятно трудно. В то же время отрасль электровелосипедов процветает, при этом есть огромное пространство для развития новых участников рынка. И это дает Apple возможность сделать то, чего она не делала со времен iPhone: создать продукт, определяющий направление для всей категории.

На данный момент нет никаких доказательств того, что Apple работает над электровелосипедом. Компания отказывается комментировать эту информацию, хотя еще 12 лет назад был зарегистрирован патент на интеграцию плеера iPod с велосипедом. Во время беседы о доходах купертиновцев в прошлом году генеральный директор Тим Кук сказал, что правление Apple руководствуется двумя вопросами о возможных новых продуктах: «хотели бы они использовать такой продукт сами» и «достаточно ли велик потребительский рынок»? Гораций Дедиу убежден, что электровелосипед дает положительный ответ на каждый из них.

Аналитик считает, что автомобиль, даже электрифицированный, является чрезмерно сложным, дорог в обслуживании, опасен в эксплуатации, да и вообще не очень эффективен как способ передвижения из-за пробок и т.д. По его мнению, дальновидные страны ищут пути отказаться от такого транспорта.

«Apple меняет представление людей о мире и о том, как они взаимодействуют с миром», - говорит бывший исполнительный директор Apple Тони Фаделл, который помог создать iPod, а затем стал соучредителем стартапа Nest Labs Inc. «Выпуск собственного автомобиля не сильно меняет привычный уклад жизни. Сила Apple будет заключаться в том, чтобы заставить людей думать о разных способах быть мобильными, например, благодаря двух- или трехколесному транспорту».

Что касается размера рынка: по одной из оценок, глобальные продажи электровелосипедов преодолеют 40 миллиардов долларов к 2030 году. Это сущие копейки в сравнении с быстро электрифицирующимся автомобильным рынком: только в США автопроизводители продали более 15 миллионов автомобилей в прошлом году по средней стоимости около 50 тысяч долларов. Средняя стоимость электровелосипеда с дальним запасом хода составляет всего около 2600 долларов, но в глобальном масштабе становится понятно, что будущее электромобилей не такое радужное: по оценкам BloombergNEF, к 2040 году во всем мире будет более 750 миллионов двух- и трехколесных электрических транспортных средств, а число электромобилей составит 700 миллионов.

Микромобильность дает больше открытого пространства для маневров. «В мире автомобилей и мотоциклов есть всевозможные ограничения и правила. Для электровелосипедов все гораздо проще», – говорит Эд Бенджамин, основатель и председатель Ассоциации легкого электротранспорта. «Хочешь быть инновационным? Вот место, которое открыто для инноваций».

Более того, можно задать даже название для такой категории продуктов. Бенджамин утверждает, что понятие «электрический велосипед» – это лишь переходный термин для новой технологии, который наверняка трансформируется во что-то иное. Сейчас же такое название сродни тому, чтобы называть современный автомобиль телегой с педалями. «Что это будет через 20 лет? Я не знаю, но я почти уверен, что все будет по-другому», - говорит Бенджамин. «В Apple есть невероятно талантливые люди. Может быть, у одного из них есть более четкое представление». Как однажды сказал Стив Джобс, есть возможность узнать, чего захотят люди, прежде чем они это сделают, и дать им это.

Некоторые компании уже создают высококачественные электронные велосипеды, которые представляют из себя своего рода iPhone на двух колесах. Голландский стартап VanMoof и его бельгийский конкурент Cowboy, чьи последние модели стартуют более чем с 3000 долларов, являются яркими тому примерами. Оба производителя делают велосипеды с креплениями на руле, которые позволяют райдерам использовать свои смартфоны в качестве приборных панелей – на них отображаются карты, скорость и заряд батареи. Смартфон также можно использовать для блокировки и разблокировки транспортного средства и его отслеживания в случае кражи. Эти электровелосипеды даже выглядят как iPhone – батареи и другие электронные компоненты заключены в простые, монохромные экстерьеры, – и работают как iPhone – двигатели запускаются автоматически, а различные датчики обеспечивают вспомогательные функции, чтобы водителям не приходилось о чем-то беспокоиться.

«Сейчас VanMoof, вероятно, самый инновационный», - говорит Райан Джонсон, соучредитель компании-застройщика Culdesac, ориентированного на жилые районы без автомобилей. Джонсон также имеет в своем владении 70 различных моделей электровелосипедов. «Но у Apple есть родословная, чтобы действительно вывести всё это на принципиально новый уровень». Действительно, при малейшем желании компания Тима Кука может в мгновение ока купить и VanMoof, и Cowboy вместе взятые, чтобы дать толчок собственному развитию в этом направлении.

Интересно, что Гораций Дедиу и Эд Бенджамин сходятся во мнении, что у Apple на подходе есть одно устройство, которое только усиливает аргументы в пользу разработки электронного велосипеда – речь идет о гарнитуре дополненной реальности. Как это связано? Представьте, что вы едете на электровелосипеде Apple (или электросамокате), в то время как очки дополненной реальности показывают вам навигацию в реальном времени, Apple Watch обеспечивают биологическую обратную связь, а сам велосипед отслеживает информацию о скорости и качестве воздуха. А в это время какая-нибудь кофейня присылает вам купон на скидку, чтобы заманить вас к себе. В таком сценарии электронный велосипед становится тем продуктом, который пришелся бы Apple по вкусу: здесь аппаратное обеспечение, программное обеспечение и услуги становятся едины. Дедиу говорит, что если Apple выпустит такие очки, то компания сможет создать «новую альтернативную реальность на поверхности мира».

Сам аргумент Дедиу о том, что Стив Джобс хотел бы создать электровелосипед, доказать просто невозможно, но об этом интересно поразмыслить. Когда-то Джобс назвал компьютер «велосипедом для нашего разума». Интересно, что в начале нулевых Стив считал, что разработка компании Segway – двухколесный электроцикл, ныне известный как гироскутер – будет важнее персонального компьютера.

«Существует скрытый спрос на то, чтобы люди ездили на велосипедах, а города трансформировались и насыщались велосипедами вместо автомоблией», - утверждает Райан Джонсон. «Когда люди впервые садятся за руль электровелосипеда, их глаза загораются, особенно когда впервые появляется чувство того, как двигатель вступает в действие. Это не просто «немного отличается от велосипеда», это очень сильно отличается от велосипеда».

Сегодня нет никакого подтверждения тому, что калифорнийский гигант электроники вообще рассматривает для себя эту отрасль, но если это всё же произойдет, Apple действительно сможет изменить мир.

На главнуюСледующая статья
Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв