Новый взгляд на дизайн интерфейсов от Apple
Что скрывается за термином «Жидкое стекло» (Liquid Glass)?
Первая бета-версия iOS 26 принесла изменения, вызвавшие волну обсуждений среди пользователей и экспертов. Многие охарактеризовали новые интерфейсы тремя словами: смелые, красивые, но трудночитаемые. Попробуем выяснить, насколько глубоко Apple подошла к этому обновлению дизайна.
Основные тезисы
С момента появления iOS 7 компания регулярно вносила значительные улучшения в структуру и интерактивность операционной системы. Однако большинство этих изменений оставались незамеченными широкой аудиторией — они воспринимались скорее как мелкие обновления, нежели начало новой эры в дизайне. Лишь недавно Apple обратила внимание разработчиков на важность некоторых новшеств, представив их в руководствах по разработке приложений.
Желая глубже понять суть жидкостного материала, я просмотрел презентации сессии WWDC, изучил мнения специалистов и ознакомился с документацией Apple.
Ключевое изменение: новая система визуализации
Apple анонсировала Liquid Glass как цифровой мета-материал с уникальными характеристиками:
- Преломляет свет, создавая эффект прозрачности и объема.
- Поведение напоминает водную субстанцию, способную свободно изменять форму.
Цель нового подхода заключается в создании естественной реакции интерфейса на касания пользователя и обеспечении простоты адаптации под любые сценарии использования.
При этом Liquid Glass предназначен исключительно для компонентов управления и навигации. Использование материала внутри контента строго ограничено. Фоны, разделители и заголовки сохраняют прежний вид, основанный на стандартных элементах дизайна.
Однако возникает вопрос: если традиционные элементы остаются доступными, зачем вводить новый материал?
Почему именно «стеклянный» и «жидкий»?
Крейг Федериги объяснил, что выбор стекла обусловлен двумя причинами:
1. Оно визуально компактнее обычных векторных форматов и допускает большее пространство для отображения контента, словно исчезнувший интерфейс.
2. Несмотря на прозрачность, такие кнопки кажутся четче и выразительнее благодаря игре света и тени, что усиливает восприятие глубины и взаимодействия.
Стекло дополняется свойствами воды, позволяющими быстро менять формы и сохранять плавность переходов между состояниями.
Таким образом, прозрачный материал обладает несколькими слоями эффектов, создающих иллюзию реальности.
Итак, давайте подробнее рассмотрим каждый аспект, позволяющий Liquid Glass стать инновационным решением для будущего дизайна интерфейсов Apple.
Многослойная структура Liquid Glass
При проектировании нового цифрового материала «Жидкое стекло», специалисты Apple столкнулись с серьезной проблемой: обычное стекло ухудшает читаемость текста, расположенного позади него. Чтобы решить эту проблему, команда дизайнеров предложила идею многослойности, позволившую достичь необходимой гибкости и удобочитаемости.
Вот как выглядит итоговая конструкция:
- Контент: располагается поверх всех остальных слоев. Обычно это значки или текстовые надписи. Этот слой может отсутствовать, например, в тумблерных переключателях настроек.
- Отражающий слой: первый уровень структуры Liquid Glass. Здесь создается отражение света по краям и формируется градиентный блеск, подчеркивающий очертания объектов и улучшающий реакцию освещения на движения устройства.
- Диффузионный слой: дополнительно применяется для рассеяния света, делая поверхность менее глянцевой и повышая читаемость.
- Рефракционный слой: основной элемент магии, создающей впечатление настоящей стеклянной поверхности. Именно он обеспечивает характерное преломление изображений под стеклом.
- Контрастный слой: добавляет эффекты концентрации света, усиливая контрастность под действием рефракционного слоя, подобно линзе, фокусирующей лучи света.
- Тени: помогают подчеркнуть границы элементов и добавить глубину восприятия. Их интенсивность меняется динамически, реагируя на появление текста под кнопкой или изменения освещенности контента.
Важная особенность теневого эффекта — он проявляется лишь вокруг плотных участков «стекла». Центр остается светлым, обеспечивая лучшую передачу света и минимизируя деформацию.
Как обеспечивается удобство использования
При взаимодействии с экраном Liquid Glass демонстрирует особую отзывчивость: внутренние слои начинают слегка светиться, привлекая внимание пользователя к месту прикосновения.
Благодаря продуманному механизму автоматической коррекции отдельных свойств, Apple сможет оперативно устранить проблемы с читаемостью текста, возникшие после выпуска первой бета-версии iOS 26.
Особенности проектирования новых кнопок в Liquid Glass
Система Apple уделяет большое внимание деталям при разработке интерфейсов, особенно в рамках концепции **«Жидкое стекло»**. Рассмотрим ключевые аспекты, влияющие на восприятие и функциональность кнопок.
Основы формирования форм
Переход к круглым формам обусловлен многолетней практикой производства устройств с закругленными углами. Сегодня абсолютно все модели техники Apple оснащены экранами без острых краев. Логичным продолжением стало создание соответствующих интерфейсов, гармонично вписанных в общую эстетику устройств.
Форма кнопок повторяет естественное строение человеческого пальца, а эффекты линзы по краям придают дополнительную привлекательность, вызывая желание прикоснуться.
Новый материал придает кнопкам более естественный вид, позволяя им имитировать физические ощущения.
Реалистичность поведения
Реализм достигается не только внешними эффектами, но и поведением кнопок. Вместо простого проявления или исчезновения, они постепенно увеличивают своё присутствие путем усиления преломления света и увеличения видимости. Подобно настоящему стеклу, приближающемуся к глазу, кнопки становятся отчетливее и привлекательнее.
Динамические изменения характеристик
Элементы интерфейса активно адаптируются к условиям среды, меняя оттенки, динамический диапазон и рассеянность света. Эти изменения происходят плавно и индивидуально, сохраняя стабильность восприятия даже при значительных изменениях окружающей обстановки.
Например, при увеличении размера кнопки для отображения контекстных окон и инструментальных панелей увеличиваются глубина теней, степень рассеивания и выраженность преломляющих эффектов. После достижения нужного масштаба стекло стабилизируется, предотвращая излишнюю отвлечённость пользователя.
Три типа стекла для разных сценариев
Разработчики предусмотрели три разновидности жидкого стекла:
- Regular («обычное»): умеренно матовое, идеально подходящее для большинства случаев.
- Colored («цветное»): отличается цветной тенью, используемой для выделения важных элементов, таких как корзины покупок или подтверждения заказов.
- Clear («чистое»): предназначено для наложения на яркие видеоконтент или игровые сцены, требует наличия темной подложки для повышения читаемости.
Каждый вариант разработан с определёнными правилами использования, обеспечивающими оптимальность восприятия и удобства взаимодействия.
Теперь интерфейс активно применяет возможности HDR
Несмотря на то, что поддержка HDR стала доступна на OLED-экранах устройств Apple начиная с 2017 года, и практически все современные экраны способны воспроизводить этот режим, компания впервые полноценно внедрила поддержку HDR непосредственно в графический интерфейс операционной системы лишь с выходом Apple Intelligence.
Обновление дизайна в версии 26-й ОС значительно увеличило область применения расширенного динамического диапазона, акцентируя внимание на визуальных эффектах освещения.
Например, кнопка из жидкого стекла при нажатии демонстрирует реалистичное поведение света — свет собирается в центральной части кнопки подобно настоящей линзе, создавая ощущение глубины и объема.
Для усиления эффекта экран локально увеличивает подсветку выбранной области, достигая уровня яркости, невозможного в стандартном диапазоне SDR. Именно эта особенность придает кнопкам живость и объемность при взаимодействии.
Практически каждая иконка получила отражающие поверхности, благодаря которым создается иллюзия HDR-эффекта. Даже приложение вроде Яндекс.Метро получило яркие отражения на своей пиктограмме, несмотря на отсутствие изменений со стороны разработчиков.
Вероятно, именно внедрение HDR-интерфейсов послужило причиной появления новой функции съемки скриншотов в формате HEIF с поддержкой HDR.
Как работает технология Liquid Glass?
По словам Крейга Федериги, представленного на конференции WWDC 2026, создание технологии потребовало тщательной проработки каждого элемента. Команда изучила сотни различных типов стекла и исследовала их оптические характеристики, чтобы добиться достоверной имитации реальных материалов.
Это позволило создать многослойный адаптивный материал, способный менять свои свойства в зависимости от условий окружающей среды. Разработчики предусмотрели четкую систему правил использования Liquid Glass, ограничив её применением исключительно для ключевых элементов интерфейса, таких как панели инструментов, контекстные меню и элементы управления.
Создание нового стиля обошлось компании в огромную сумму денег, включающую разработку программного кода, оптимизацию энергопотребления, зарплаты специалистов, производство прототипов, подготовку инструкций и адаптацию существующих приложений.
Таким образом, вполне вероятно, что Apple планирует сохранить этот уникальный дизайн на долгие годы вперед.
Чем отличается Liquid Glass от предшественников?
Важно понимать, что прежние решения, такие как Aero в Windows Vista или Aqua от самой Apple, представляли собой всего лишь статичные изображения с заранее прорисованной прозрачностью и тенями. Они не имели сложных механизмов адаптации и зависели от фиксированных изображений. Новый подход, реализованный в Liquid Glass, кардинально отличается: теперь взаимодействие между материалами и контентом стало динамичным и адаптируемым, обеспечивая совершенно иной уровень восприятия графики.
Жидкое Стекло – первый реально работающий симуляционный материал в операционных системах, имитирующий настоящее поведение стекла в любых ситуациях и формах.
Если провести параллель...
Новая технология Apple позволяет создавать интерактивные материалы, которые ведут себя естественно и органично, подобно материалам в современных компьютерных играх. Она не пытается искусственно приблизить внешний вид к реальности в определенных сценах, как это делается в киноиндустрии с использованием CGI.
При этом интерфейс остается невероятно гладким и поддерживает частоту обновления до 120 кадров в секунду в режиме реального времени. Хотя идея революционная, жидкому стеклу пока мешает пара недостатков:
1. Его активное динамичное поведение привлекает излишнее внимание пользователей.
2. Чтение текста и распознавание значков на полупрозрачных поверхностях затруднено.
Но оба недостатка легко исправимы на уровне простого изменения настроек, и высока вероятность, что осенью пользователи смогут увидеть идеально сбалансированный и эстетичный вариант системы. Дизайнеры предполагают, что в будущем, примерно к 2028 году, особенности рефракции и отражений станут менее выраженными. Однако история показывает обратное развитие: плоское оформление iOS 7 Джонатана Айва прошло путь от простоты к усложнению и анимации, а значит, новые версии могут стать еще ближе к полноценному трехмерному дизайну.
Стоит отметить, что Джонни Айв активно участвует в разработке нового поколения 3D-дизайна для платформы Airbnb, чьи инновационные иконки недавно произвели фурор среди экспертов. Подобная стилистика нашла отражение и в собственных приложениях Apple, таких как Apple Games.
Эти шаги подчеркивают стремление компании объединить аппаратные и программные аспекты в единую экосистему опыта взаимодействия, концепцию которой Apple обозначила на конференции WWDC 25. Начало этому было положено еще раньше – с появлением Dynamic Island в iPhone 14 Pro и технологий захвата камеры в iPhone 16.
Сообщения не найдены
Написать отзыв